История НИИ “Аргон”
История НИИ “Аргон” берет начало в 1948 г., когда было образовано СКБ-245, известное разработками первых отечественных серийных ЭВМ Стрела, Урал-1, М-20, М-220. В 1964 г. институт стал головным предприятием в стране по бортовым ЦВМ (БЦВМ). Предприятием накоплен богатейший опыт создания высоконадежных компактных вычислительных средств для жестких условий эксплуатации.
Свыше 40 завершенных разработок института внедрены в серийное производство и приняты в штатную эксплуатацию в сотнях АСУ ракетно-космических, авиационных и мобильных объектов. Многие из них выпускались в больших количествах и продолжают использоваться в настоящее время. Номенклатура разработок НИИ “Аргон” охватывает три поколения машин.
БЦВМ первого поколения имели специальные наборы команд и строились на гибридных и первых монолитных микросхемах. В их числе космические БЦВМ Аргон-11С, Аргон-12С и Аргон-16, Аргон-15 для авиационных и мобильных объектов, ракетная БЦВМ Аргон-17, Аргон-1М для мобильных комплексов, Аргон-10М для АС УВД.
С середины 70-х годов институт вел разработку базовых БЦВМ межвидового применения с унифицированными архитектурами. Созданы два семейства машин: семейство БЦВМ, программно совместимых с ЕС ЭВМ и ориентированных на обработку данных в мощных информационно-вычислительных системах (модели А-30, А-40 и А-50), и семейство управляющих БЦВМ оригинальной архитектуры «ПОИСК» для истребительной авиации (модели Ц100, Ц101, Ц102). Семейство А-30, А-40, А-50 сыграло большую роль в обеспечении вычислительными средствами приоритетных систем управления авиационного и мобильного базирования. БЦВМ Ц100, Ц101, Ц102 успешно используются в бортовых системах истребителей МиГ-29, Су-27 и их модификаций.
В 90-е годы институтом создана научно-техническая база БЦВМ следующего поколения. Разработаны перспективные технологии, на новом уровне реализующие принципы базовых унифицированных моделей межвидового применения. Для применений, требующих повышенной стойкости к механическим воздействиям и минимизации размеров аппаратуры, создан базовый конструктив в виде пакетной сборки плат рельефного монтажа, отмеченный золотой медалью Всемирного салона изобретений и инноваций “Эврика-99”. Оригинальные двусторонние рельефные (с углубленными проводниками) платы по плотности монтажа значительно превосходят традиционные многослойные платы. Конструктив перспективен для использования в ракетно-космических и авиационных системах, транспортных средствах, промышленном оборудовании и т.д. Пакетный конструктив является одним из основных элементов технологии разработки и производства долговременной отказоустойчивой радиационно-стойкой аппаратуры (ДОРА), ориентированной на аэрокосмические системы с длительным сроком активного существования. Технология включает в себя комплекс мер, расширяющих и улучшающих освоенные методы обеспечения высокой надежности. В их числе отбор и сертификация комплектующих, применение отказоустойчивых структур, многоступенчатая система испытаний, контроль качества на .этапах проектирования , подготовки к производству и изготовления. По этой технологии изготовлено более 150 приборов для МКС “Альфа”», спутников связи 5-го поколения “Ямал” и ряда других аэрокосмических систем. Технология построения открытых магистрально-модульных систем позволяет создавать вычислительные системы различной конфигурации и производительности на основе стандартизованных на международном уровне аппаратных средств (магистраль межмодульного обмена VME, конструктивы Евромеханика). По данной технологии созданы вычислительный комплекс МБВК с процессором Pentium II и встраиваемый вычислительный модуль для бортовых систем связи.
Подробнее об истории института можно узнать из статьи к.т.н. Михайлова В.А., к.т.н. Штейнберга В.И. “Гонка без финиша”.